Вход на сайт

Село Новые Атаги или Жима Атаг1а - расположено в южной предгорной части Чечни: на правом берегу реки Аргун, западнее села Шали и восточнее села Старые Атаги. Оно славилось людьми мягкого нрава (эсала атаг1ой), красивыми девушками и оружейных дел мастерами (в старину мастера из этого села изготавливали холодное и огнестрельное оружие).

 

МИКРОТОПОНИМИЯ СЕЛА НОВЫЕ АТАГИ

(Из книги «Топонимия Чечено-Ингушетии»

А. Сулейманова)

Новые Атаги, Дехьа АтаМа, Жима АтаМа (Деха Атага, Жима Атага) - Новые Атаги, Потусторонняя Атага, Маленькая Атага - селение на правом берегу реки Аргун, напротив села Старые Атаги. Живут здесь представители беной, эгашбатой, гендарганой, курчалой, коттой, дишний, мяршалой, чермой, гагатлой, ног1ий, туркой.

Органан чоь (Орган чё) - «Аргуна котловина». На северо-западной окраине села.

Мезан !ин (Меза ин) - «Медовое ущелье». Урочище на юго-восточной окраине села.

Сингал арц (Сингал арц) - «Сингал хребет». На южной окраине села. Этимология первой части «сингал» затемнена.

Бенойн арц (Бенойн арц) - «Бенойцев хребет». К югу от села. По преданию, здесь жили бе- нойцы (беноевцы).

Муьрг-Эвла (Мюрг-Эвла) - «Калины аул», «Калиновка». Урочище в районе «Бенойн арц».

Декъа Iин (Дека ин) - «Сухой овраг». Урочище в районе «Сингал арц», на юге села.

Мусин !ин (Мусин ин) - «Мусы ущелье». Урочище в районе «Сингал арц», на юге села.

Дудин берд (Дудин берд) - «Дуды утес» (берег, скала). В долине Аргуна. Место былого расположения аула.

Керж-!ин (Керж-Ин) - «Керж ущелье». Урочище на юго-востоке села. Этимология первой части затемнена.

Гуьржийн-Эвла (Гуржийн-Эвла) - «Грузинский аул». На юго-восточной окраине села, в Черных горах. Топоним напоминает о том, что здесь некогда находился аул, который был основан чеченцами грузинского происхождения.

Махьин уьшал (Махин ушал) - «Махи болото». Урочище между Шали и Атаги. Здесь некогда жил человек по имени Махьи.

Барин шовда (Барин шовда) - «Бари родник». - На юго-восточной окраине села, в горах.

Жаг1-1ин (Жаг ин) - «Гравия ущелье». Бывший хутор в Черных горах, в юго-восточном направле-нии. Имеется родник под тем же названием.

Лик1ин барз (Ликин барз) - «Лики курган». Древний курганный могильник на северной окраине селения.

Лечанан корта (Лечанан корта) - «Соколиная вершина». Так называется высшая точка хребта Малхбалехьара-Дукъ.

Лечин-Юрт (Лечин-Юрт) - «Лечи поселение». Урочище, где находился одноименный аул. На правом берегу Аргуна.

Домбин-Юрт (Домбин-Юрт) - «Домби поселение». Урочище на южной окраине села, где находился одноименный аул.

Ознакъин-Юрт (Ознакин-Юрт) - «Ознаки поселение». Урочище на южной окраине села, где находился одноименный аул.

Исмайлан-Юрт (Исмайлан-Юрт) - «Исмаила поселение». Урочище на окраине села, где находился одноименный аул.

Темболтан-Юрт (Темболтан-Юрт) - «Темболта поселение». Урочище на восточной окраине, где находился одноименный аул.

Г1азкхийн дукъ (Газкийн дук) - «Казачий хребет». На юго-востоке села.

Бийболтан барз (Бийболтан барз) - «Бийболта курган». На северо-востоке села. Курганный могильник. По преданию, на этом кургане останавливался Бейбулат Таймиев.

Достопримечательность села - это мечеть, построенная в 1912 году, зиярты Элах-Моллы и его детей, а также его ученика и мюрида - Мудара, мемориал памяти участников Великой Отечественной войны, обнаруженные в прошлом году на одном из кладбищ села надмогильные камничурты, которые сняты с захоронений дочерей легендарного Бейбулата Таймиева, спортивный комплекс «Отечество» имени Хусейна Исаева, генеральным директором которого является известный спортсмен и чемпион-атагинец Ибрагим Бахаев.

***

Дату основания села Новые Атаги никто не знает, но старики говорят, что его основали представители двух тейпов: беной и гендаргеной. Обычно бывают легенды о событиях прошлого. Одна из таких легенд о происхождении селений Новые и Старые Атаги была найдена в рукописном тексте в одном из журналов. Имеет ли эта легенда реальную историю или нет, неизвестно, но поделимся ею с читателями. Эта легенда гласит:

«...В давнюю эпоху в горах и на равнине жили предки чеченцев беззаботно и счастливо: любили жизнь, растили детей, сеяли и убирали урожай. В крае этом деревья гнулись под тяжестью плодов, а на равнинах паслись тучные стада коров и овец.

Но однажды на их землю с войной пришли кочевники с раскосыми глазами - злые и беспощадные. Их была тьма тьмущая. Они уничтожали села, посевы, сжигали дома, безжалостно убивали женщин и детей, а пленных уводили в рабство. И вот собрались старейшины и решили дать отпор врагу. Женщин, детей и стариков отправили в леса и горы, чтобы враги до них не добрались. Стада отогнали в недоступные места. Сначала в бой пошли самые старшие и сильные. Долго они бились и много перебили врагов, но им не было конца, у горцев стали иссякать силы. Тогда в бой пошли молодые - они дрались еще отчаянней и еще больше они положили кочевников, но силы были неравны.

Среди горцев были две сестры, которые поднимали дух защитников и вдохновляли их в битве своими песнями и игрой на гармонике. Когда ряды чеченских воинов стали редеть, сестры собрали небольшой отряд из таких же молодых девушек, переоделись в мужские доспехи, взяли оружие и ринулись в бой на помощь своим братьям. Девушки дрались не хуже парней. В пылу сражения одна из девушек, сраженная вражеской стрелой, упала с коня, и с ее головы слетел шлем, а длинные косы разметались по траве. На мгновение сражение остановилось, и пошел гул среди кочевников - они до этого еще нигде не встречали, чтобы против них сражались женщины. Когда эта весть дошла до предводителя неприятеля, и он понял, что не только мужчины отважны у этого народа, но и женщины, он приказал остановить сражение и отойти. Он понял, что этот народ можно уничтожить, но нельзя победить, пока у них такие женщины. Этот военачальник проникся уважением к горцам за их стойкость, любовь к своей земле и независимость, за беззаветную преданность их женщин.

...И вот похоронили они своих погибших воинов, собрали стариков, женщин, детей, положили на подводы раненых, пригнали свои стада и тронулись в путь. Они шли вниз по ущелью, по течению реки Аргун. Когда спустились в долину, увидели красивую поляну, покрытую, словно ковром, густой зеленой травой, а побережье реки радовало глаз разноцветьем. Две отважные сестры на время, пока раненые мужчины не окрепнут, взяли руководство на себя, посовещались и решили, что старшая с частью людей переходит на левый берег Аргуна и создает там поселение, а младшая с остальной частью остается на правом берегу осваивать эту сторону. А благодарные люди назвали эти поселения в их честь за смелость и самоотверженность, проявленные ими в час, когда решалась судьба народа. Звали этих сестер (соответственно возрасту) Большая Атага и Малая Атага, а в поздние времена их переименовали в Старые Атаги и Новые Атаги».

***

В архивных документах * хранится «Карта части Малой Чечни 1856 года» на которой есть список 11 аулов с количеством дворов:

Аул

 

Кол-во

дворов

Чахкери

(при крепости Воздвиженской)

85

Новый Атага

(при крепости Воздвиженской)

111

Урус-Мартан

 

84

Алхан-Юрт

 

13

Закан-Юрт

 

20

Нитхой

 

39

Ачхой

 

59

Кули-Юрт

(при крепости Грозной)

136

Янги-Юрт

(при крепости Грозной)

57

Сарачан-Юрт

(при крепости Грозной)

54

Старо-Сунженский

(при крепости Грозной)

118.

Итого: 776

 

Также в документах   находится географическая карта Малой Чечни, которая озаглавлена «Карта вновь построенным аулам жителей Чеченского племени», на которой есть список из 16 аулов и количество дворов на 1 января 1859 года:

 

Аул

Кол-во

дворов

Чахкери

43 дв

Новый Атага

285

Большой Чечень

300

Бердыкель

505

Старо-сунженский

704

Новые Алды

604

Гелень-Гойты

450

Урус-Мартан

1500

Алхан-Юрт

460

Кулары

260

Гехи

600

Валерик

172

Хадис-Юрт

152

Шалажи

150

Шами-Юрт (Шаами-Юрт)

300

Ачхой (Ачхой-Мартан)

200

Итого:

6685

Интересно анализировать изменения, проис­шедшие за три года (1856-1859 годы) в некоторых аулах по количеству дворов:

Чахкери

85-43

за 3 года уменьш. на 42

Новый Атага

285-111

за 3 года увелич. на 174

Старо-Сун-

женский

704-118

-»-  на 586

Урус-Мартан

1500-84

-»- на 1416

Алхан-Юрт

460-13

-»- на 447

Ачхой (Ачхой- Мартан)

200-59

-»- на 141

 

Значительный прирост дворов и населения состоялся за этот период времени в аулах Старо-Сунженский, Урус-Мартан и Алхан-Юрт.

***

В 1886 году, как и везде по Северному Кавказу, в Чечне состоялась первая перепись населения.  Об этом свидетельствуют архивные документы. Эта перепись показала не только количественный состав, но и социально-имущественное положение населения Чечни на тот период. В списках указаны имена и фамилии сельчан, их возраст, наличие дома, имущества и живности. В документах Архивного управления Правительства ЧР, ф. 236, оп. 1, д. 21 в «Посемейных списках селения Новые Атаги 6-го участка Грозненского округа» на примере одного села наглядно видно материальное положение сельчан. Из документа явствует, что в основном население не очень состоятельное. Зажиточных семей в то время в селе были единицы, а остальные кое-как сводили концы с концами. И такое положение было во всех селах Чечни. В переписных списках мужчин, кому за пятьдесят, не так уж много, так как сказалась двадцатипятилетняя Кавказская война. В этой переписи со стороны сельчан участвовали уважаемые люди: Товмирза Джамирзаев, Уцу Хункерханов, Ази Цициев, Тока Эбиев, а также известный мулла Сугаип Гойсумов из села Шали.

По итогам переписи видно, что население села состоит из 473 дворов (семей). Мужское население составляет 1118, а женское - 1084 человека. Все население села составляет 2202 человека.

Также в документе отражена итоговая сумма имущества и живности села:

Пчелиных ульев - 10 шт., мельниц - 9 шт., пильных машин - 3 шт., мануфактурных лавок - 4 шт., а также быков - 636 голов, коров - 364 голов, буйволов - 195 голов, лошадей - 121 голов, телят - 37 голов, овец - 750 голов, коз - 519 голов.

***

Жили в свое время в селе Новые Атаги и святые авлияи. Тринадцать лет (1871-1884) жил и проповедовал, являясь кадием села, известный в Чечне Элах-Молла (Алихан Дебиров) из села Терское (Ч1аьнти-Юрт). У него учились новоатагинцы - мюриды Мо1дул и Мудар, которые предсказали многие события настоящего и будущего времени. На месте, где жил Элах-Молл находится зиярт, а на месте захоронения его детей - зиярт детей. Одна из джамаат-мечетей названа в честь него и улица, на которой расположена эта мечеть, также носит его имя. Зиярт Мудара находится на беноевском кладбище.

***

Самая большая достопримечательность села - центральная мечеть, построенная в 1912 году.

В Архивном управлении Правительства ЧР хранятся копии документов относительно истории строительства мечети в сел. Новые Атаги в 1912 году ф. 236, оп. 1, д. 238 на 8 листах. Документ называется: «Прошение уполномоченных общества селения Новые Атаги Веденского округа об образовании оброчной статьи для постройки мечети» и датируется с 20 июля по 25 сентября 1912 года.

... В начале ХХ века жители села Новые Атаги стали собирать деньги для возведения мечети в центре села. В ноябре 1911 года на очередном сходе старейшин наконец-таки было принято решение начать строительство. Собранных средств тогда хватило только на закупку камня-ракушечника и закладку фундамента. Камень, по воспоминаниям старожилов села, начали закупать еще в 1904-м (есть еще версия, что 1910 году). Одними из тех, кто занимались закупкой и завозом камня, были братья Самбихаджи и Асхаб Арапхановы.

Камень в Грозный завозился из Баку по железной дороге в вагонах (есть еще версия, что разгружали на ж/д станции села Устар-Гордой - нынешний город Аргун), а оттуда на бычьих упряжках перевозили в село. Вагоны разгружали быстро, потому, как желающих сделать богоугодное дело было много, говорят, что даже происходили ссоры и драки за право увезти груз. По рассказам сельчан, строители были крайне удивлены темпами работ и желанием новоатагинцев построить для себя мечеть. Заложив фундамент, строители разъехались по домам, чтобы немного отдохнуть, пока сельчане не заполнят нишу землей. Каково же было их удивление, когда за ними прислали гонцов на третий день. Новоатагинцы вдохновенно трудились день и ночь. Но, чтобы продолжить строительство мечети требовались дополнительные средства и тогда сельчане обратились к властям с прошением - отдать в аренду 400 десятин земельных угодий общего пользования сроком на 9 лет, чтобы на вырученные деньги достроить мечеть. Прошение не затерялось. Напротив, новоатагинцам выделили землю в местечке под названием «Хакчумире» (так значится в документе), но скорее это означает «Ирзу хьокху меттиг» и она не значится в «Топонимии» Ахмада Сулейманова.

Строительство мечети завершилось в августе 1913 года. По одной из версий, как рассказывают старожилы села, мечеть строили казаки и землю в аренду взяли они, по другой - ингуши, по третьей - армяне.

Новоатагинцы с энтузиазмом помогали, чем могли. С наружной стороны (по верхнему периметру стены) на камнях арабской вязью написаны фамилии сельчан, внесших посильный вклад в строительство Божьего храма. Несмотря на то что общественной земли не хватало в полной мере на нужды сельчан, они без раздумий пожертвовали ее на богоугодное дело. Внес свою лепту в строительство этой мечети и царский офицер, полковник Беллик...

… Со слов ныне покойного Абдул-Халима Эдилсултанова, житель села Шамхан Мехтиев рассказал, что тот, будучи подростком, гулял перед площадкой, где строили мечеть, в это время там остановился фаэтон и с него сошел русский офицер. Представившись полковником Белликом, он поинтересовался: что за объект здесь строят? Когда ему объяснили, то он достал из кармана большую сумму денег и, не считая, отдал на строительство мечети. В те времена состоятельные люди разных национальностей и вероисповеданий занимались благотворительностью, расходуя часть своих доходов на науку, культуру, архитектуру и т. д.

После депортации чеченцев в феврале 1944 года село переименовали в Майское, а в мечети поместили военный госпиталь. После войны и вплоть до 80-х годов ХХ века здесь был оборудован склад под зернохранилище. Главная центральная дорога, которую надвое рассекала речка, протекающая через все село, после возвращения новоатагинцев была сплошной, а река уже протекала по одну сторону дороги.

13 октября 1979 года мечеть открыли для богослужения.

***

Новоатагинский с/с по состоянию на 1929-1930 год:

В документе: «Список населенных мест. 1929-1930 год» в таблице, на странице 84, под порядковым номером 46 обозначен Ново-Атагинский сельский Совет. В него входили:

1. Село Новые Атаги. Число хозяйств (дворов) - 1027. Население: мужчин - 2608, женщин - 2411. Итого: 5019 человек. Расстояние от крайнего населенного пункта до окружного центра составляет 9 км.

2. Хутор Кохцулчу (К1охцал-чоь), мельница и хут. Сайхата-Корта (Сай-Корта или Сай лаьттина Корта), Гажри-аул (Гуьржийн-Эвла). Хозяйств - 8. Население: мужчин - 22, женщин - 18. Итого:

40 человек.

3. Хутор Джаун-чу (Жаг1-1ин). Хозяйств - 9. Население: мужчин - 19, женщин - 12. Итого: 31 человек.

4. Хутор Муси-Инчу (Мусин 1ин). Хозяйств - 12. Население: мужчин - 36 женщин - 25. Итого: 61 человек.

Всего в Новоатагинский с/с входило 1056 хозяйств, а население составляло 5151 человек.

P.S. В тексте этого документа присутствуют ошибки в названиях населенных пунктов. Поэтому, при перепечатке, автором внесены поправки и дополнения в этимологии названий населенных пунктов.

***

Мемориал в честь погибших и пропавших без вести участников Великой Отечественной войны в сел. Новые Атаги был установлен по инициативе школьников СШ № 1 из группы «Поиск» под руководством преподавателя-энтузиаста Саида Дадаева, которые два года проводили поисковые работы, переписываясь с центральными архивами СССР. Финансирование строительства, мероприятия по открытию мемориала были осуществлены при поддержке ново-атагинского бизнесмена Увайса Заурбекова, а также на средства школьников. В мемориал входили: памятный камень и две мраморные плиты со списками участников Великой Отечествеенной войны в количестве 143 человек. ***

Нашелся в нашем селе и след членов семьи выдающегося политического и военного деятеля Чечни 20-х годов XIX столетия Бейбулата Тай- миева.

...Летом 2008 года любители-исследователи, в составе вышеназванного Саида Дадаева, Магомеда Яндарбаева и автора этой статьи случайно обнаружили надмогильные камничурты дочерей легендарного Бейбулата Таймиева - Дусри и Кархи. Магомед Яндарбаев, оказывается, кое-как владел арабской грамотой и поэтому подумал, что на одном из чуртов написана фамилия и имя самого Бейбулата. А второй чурт был обнаружен в процессе исследования. Обратившись к кадию села Ибрагиму Хаджимурадову, как к специалисту арабского языка, был получен перевод надписи на чуртах и записан этот арабский текст с камня на бумагу.

На одном из камней Ибрагим прочел следующий текст: «Это надмогильный камень усопшей Дусри - дочери предводителя Дег1аста (Чечни) Бейбулата, сына Таймы. Да простит им Аллах! Дата смерти 1289 г. по хиджре (1872)».

На другом камне была такая запись: «Усопшая Карха - дочь предводителя Дег1аста Бейбулата сына Таймы. Да простит им Аллах. Амин! Дата смерти - 1296 г. по хиджре (1879). Эти надмогильные камни нашли на гендерганойском кладбище рода Сингалхой некъе, на восточной окраине села. На территории этого кладбища во время нашего выселения построили конюшню, а фундаментом конюшни были чурты-камни, свезенные с разных кладбищ села. Так что утверждать, что обе дочери Бейбулата Таймиева похоронены на этом кладбище дело сомнительное. Но а то, что Дусри и Карха жили и умерли в нашем селе - это факт.

Есть в селе Новые Атаги представители тейпа гендерганой (Берсин некъе), которые живут возле центральной мечети (Берсановы, Исмаиловы и Эдиловы). Представитель этого тейпа Лом-Али Эдилов и поведал, что по рассказам их стариков, одна из дочерей Бейбулата была замужем за их предком по имени Баьччи.

***

Центральная мечеть имеет почти столетнюю историю. Ее площадь в пределах 700 кв. м. В первый раз мечеть закрыли во времена репрессий над духовными лицами в Чечне в 1937 году.

Под давлением политики Запада и поняв, что бездуховность людей не приносит пользу государству, власти пошли навстречу верующим и начали разрешать открывать по стране мечети, храмы и церкви.

В период открытия мечети, ее посетили делегации из 24 стран: Иордании, Йемена, Объединенных Арабских Эмиратов, Казахстана и т. д. Приезжал Абдул-Баки Джамо - депутат парламента Меджлиса Иордании, потомок чеченских мухаджиров. Последняя делегация была из Казахстана. Эти делегации хлебосольно принимали жители села супруги Солта и Вета Саидовы, которые проживали напротив мечети.

Вот такая история у села Новые Атаги, которое дорого сердцу любого атагинца. Таких прямых и красивых улиц и таких добродушных людей, как в этом селе, трудно найти. Статья написана искренне, с любовью к селу и односельчанам, и им же посвящается.

В. М. БИБУЛАТОВ,

историк,

краевед

 

 

Архивный вестник, выпуск 4, 2016 г. С. 178-183

window.sputnikCounter.events.push({form: "open"}); /* код для регистрации события об открытии формы */ window.sputnikCounter.events.push({form: "submit"}); /* код для регистрации события отправки формы */ window.sputnikCounter.events.push({form: "success"}); /* код для подтверждения успешного приема формы сервером */ window.sputnikCounter.events.push({form: "error"}); /* код для неуспешного приема формы сервером */