(БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА)

Дени Арсанов родился в 1851 году в семье Арсангирея (Арса) Тагирова из тейпа энгеной. Местом его рождения считается Алхан-Юрт, откуда вскоре Арса с семьей переселился в Зебир-Юрт Надтеречного наибства Чеченского округа. В молодости Дени был удалым абреком, не знавшим страха, и преследовался царской администрацией. Согласно документам, в течение 27 суток принимал участие в восстании Алибека Алдамова в 1877 году. (Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН), фонд 1, опись 1, дело 282, лист 27). 

Позже, по настоянию своего устаза шейха Алихана Дебирова (Элах-Молла), оставил лихачество и занялся духовным учением. Считается, что Дени достиг ранга шейха благодаря исключительному упорству, смелости и волевому характеру.

 Дени Арсанов и Астемир Багашев (нашхо из Гехи) <1912> г.

7 июля 1895 года начальник Грозненского округа Терской области подполковник Степанов писал, что Дени Арсанов в 1877 году стал абреком, «но в последние годы предался религиозно-наставнической деятельности». В своём рапорте царский офицер приводит ценные сведения о шейхе: «По народной молве известно, что Дени Арсанов принял на себя уполномочие /векиль/ от шейха Алихана Дебирова /сосланного в Сибирь за укрывательство в деле … ограбления полковника Шеды Эльмурзаева и там умершего/; придерживаясь тариката, по секте, как надо полагать, нохчи-бандыя (примеч. – читайте «накшбандийа»). Дени руководит своими последователями и посетителями, наставляя их избегать запрещенного пророком /харам/: воровства, убийства, обмана и всякого непотребства и принимая покаяние людей в содеянных грехах. Это – духовная сторона деятельности Дени… Последователи Дени распространены в Надтеречном участке и особенно в Малой Чечне. Многие посещают Дени на дому, а многих он сам посещает, разъезжая по Надтеречному и 1-му участкам [Грозненского округа], под видом торговых дел. Последователи Дени с своим наставником /устазом/ и между собой связаны удивительно тесно и прочно, и потому добыть какие-либо факты в высшей степени трудно и по настоящее время не удалось…». (Архивное управление Правительства Чеченской Республики (АУП ЧР), ф. 236, оп. 2, д. 317, л. 272-273).

В конце XIX века Дени с отцом Арсой переселился из Зебир-Юрта в хутор Мекен-Юртовский Надтеречного участка Грозненского округа, административно относившийся к Зебир-Юртовскому сельскому правлению. Отец Дени служил в царской милиции и за отличие был награждён «медалями и крестами». Будучи ещё юношей, Дени Арсанов уговаривал отца не служить царю. Был случай, когда он даже украл его награды и спрятал их в сарае под соломой. В 1898 году Арса Тагиров скончался и был похоронен на Мекен-Юртовском сельском кладбище. Только после его кончины Дени Арсанов достал из тайника медали и кресты отца и раздал их соседским детям. (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 1, оп. 1, д. 282, л. 26).

В 1905 году шейх Дени Арсанов построил дом в городе Грозном, куда к нему приезжали мюриды. Кроме того, он приобрел дома в Гехи и Урус-Мартане. Документы свидетельствуют, что дома Дени-Шейха «были всегда открыты для бедных, с которыми он делился куском хлеба. Народ все больше и больше стекался к нему, он примирял ссорящихся и кровников». В 1907 году Дени Арсанов со своей семьёй переселился из Мекен-Юрта в Кень-Юрт (Галне). Там шейх с помощью своих мюридов построил каменный мост длиной в 12 аршин над речкой Ачихинской (Аьчка-хи), который существует и поныне. (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 1, оп. 1, д. 282, л. 27-28, 35).

Кроме миротворческой деятельности, шейх Дени Арсанов много времени и сил уделял просветительству и распространению мусульманской религии среди народов Кавказа. В 1904 году он на личные средства построил в городе Грозном арабскую школу (хьуьжар). В этой школе помимо чеченских и ингушских детей, учились осетинские мальчики, выходцы из семей прозелитов, обратившихся в Ислам благодаря проникновенным и горячим проповедям Дени-Шейха. На религиозные призывы Арсанова охотно откликались жители ряда высокогорных ингушских, грузинских и осетинских аулов, переживавшие духовный кризис в лоне языческих учений. В этом Дени-Шейх явился продолжателем дела другого великого чеченского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, учение которого в начале 60-х годов XIX века произвело революцию в духовной жизни многих представителей народов Кавказа.

Шейх Дени Арсанов неоднократно делал продуманные и обоснованные прогнозы, направленные в область социального и политического будущего, имевшие ярко выраженную форму  пророчества и они сбывались очень точно на удивление окружающих, закрепляя в народной среде за ним славу чудотворца. Одно из знаменитых его предсказаний – скорое свержение монархии в России, получившее отражение даже в архивных документах. 23 августа 1915 года наместником Кавказа был назначен Великий Князь генерал-адъютант Николай Николаевич Романов-Младший (06.11.1856 – 05.01.1929). В начале февраля 1916 года к нему в Тифлис с жалобой на действия местных властей была послана чеченская делегация в составе: Тапы Чермоева, полковника Адуева, Джемал-эддина Шерипова, Дени Арсанова, муллы Джанар-Али и др. Наместник оказался в отлучке по случаю взятия Эрзерума. «Каждую ночь делегаты собирались вместе, беседовали о послевоенной жизни, – гласит документ. – Дени сказал: «Вы напрасно думаете о будущем, о своих детях офицерах. После войны царизма не будет, его уничтожат». Делегаты посмеялись над этим. Полковники Адуев и Джемал-эддин Шерипов ответили: «Ты напрасно говоришь это нам. Такие вещи говорят своим мюридам». Тогда Дени обратился к… Джанар-Али-Мулле: «Пиши: такого-то числа, такого-то года Николай будет свергнут». Предсказание сбылось… После свержения Николая, Дени разъезжал по Чечне и сообщал [об этом] народу». (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 1, оп. 1, д. 282, л. 28-29).

После Февральской революции и свержения царя, 14 марта 1917 года в Грозном состоялся первый съезд чеченского народа. Там обсуждались вопросы об установлении шариата, о признании Временного правительства, там же был выделен Чеченский национальный совет. В состав Совета вошли крупный землевладелец и промышленник Тапа Чермоев, шейх Дени Арсанов и присяжный поверенный Ахметхан Мутушев, избранный председателем. (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р-6991, оп. 3, д. 207, л. 76).

Делегатами первого чеченского съезда Дени Арсанов был избран комиссаром Надтеречного участка Грозненского округа. С 1 по 7 мая 1917 года Дени-Шейх принимает участие в работе Первого съезда горских народов Кавказа, созванного в городе Владикавказе. 25-26 июня 1917 года в Грозном состоялся очередной съезд чеченцев, на котором комиссаром Грозненского округа, вместо смещённого с этой должности Таштемира Эльдерханова, был выдвинут Дени Арсанов. В это время шейх фактически стал правителем Чечни.

В конце 1917 года в городе Грозном обострилась ситуация между чеченцами и казаками. Здесь ежедневно происходили межэтнические столкновения. Дипломатическую роль по урегулированию этих конфликтов принял на себя шейх Дени Арсанов. В то время казачье правление находилось в станице Грозненской, примыкавшей к центру нынешнего города Грозный. Туда на переговоры с казачьим атаманом и выехал Дени Арсанов в сопровождении 53 мюридов. 27 декабря 1917 года в ходе переговоров он вероломно был убит белоказаками из засады. В перестрелке с противником погибла также большая часть сопровождавших шейха мюридов.

Перед угрозой кровной мести со стороны озлобленных чеченцев, рвавшихся в бой во имя отмщения за убийство святого, белоказаки пошли на переговоры. Посредством дипломатии таких духовных авторитетов Чечни, как шейхи Сугаип-Мулла Гайсумов, Кана Хантиев, Солса-Хаджи Яндаров, Али Митаев и других, с казаками была достигнута договоренность о прекращении дальнейшего кровопролития и возвращения тел Дени Арсанова и его сподвижников. Останки шейха были выданы в апреле 1918 года и захоронены на «Турецком кладбище» («Туркойн кешнаш») в окрестностях села Урус-Мартан, где над его могилой сооружен зиярат.

Шейх Дени Арсанов путем религиозной, политической и социальной деятельности наряду со всеми другими народными лидерами того периода, внес неоценимую лепту в дело нравственного, духовного, политического и этнического самосознания вайнахских народов. Это человек, олицетворявший при жизни всю глубину национального достоинства и являющийся уже для нескольких поколений чеченцев и ингушей незыблемым символом благочестия и патриотизма. Последнее в ряду его многочисленных  деяний это то, что шейх ценой собственной жизни спас город Грозный от разрастания межэтнических конфликтов. Личность такого нравственного, духовного и политического веса безусловно достойна увековечения памяти о ней.

 

А.И. ДУХАЕВ
начальник отдела научно-исследовательской
работы и информационно-поисковых систем
Архивного управления Правительства ЧР